Российские автомобили сложно назвать эталоном безопасности, но мы к этому привыкли – зато дешево, да и вообще, ездить нужно аккуратней. Другое дело Европа – максимум самого основного “в базе”, но и цена соответствует.
Своеобразным трендом последних пары-тройки лет стали частые реверансы отечественных отраслевых СМИ в сторону китайского автопрома, находившие широкую поддержку в наших сердцах в свете тотальной нехватки бюджета из-за девальвации рубля – мол красиво, недорого и все есть, вот научились же, пока мы сидели на нефтяной игле!
Однако, последний отчет Reuters проливает немного света на китайское “чудо” – как оказалось, в Китае, как и у нас, очень любят “скроить” на такой не очевидной на первый взгляд вещи как безопасность – вот машина, вот цена, а как она себя ведет в экстренной ситуации не важно. Как уже было сказано, аккуратней нужно ездить.
Так, многие китайские автопроизводители ставят систему курсовой устойчивости (ESC) лишь в топовые комплектации и за дополнительную плату, совсем как в нашей Лада Гранта, где оная система присутствует в единственной и самой-самой дорогой версии “Люкс/Навигация”. Для информации, ESC снижает риск переворота легкового автомобиля со смертельным исходом на 40%, а для кроссоверов и внедорожников на все 73% (данные для аварии с участием одного автомобиля, University of Michigan Transportation Research Institute, Green and Woodrooffe, 2006).
Понятно, что на растущем китайском рынке, когда стремительное увеличение продаж сопровождается ожесточенной конкуренцией, каждый юань на счету, но разве статистика не кричит о том, что эта экономия смертельна? На более бедных рынках, таких как российский, также велик соблазн покорить покупателя низкой ценой, невзирая на безопасность – лишь бы купил.
Причем этим грешат и западные компании, оперирующие на рынке РФ: Renault Duster в самой массовой комплектации Authentic, стартующей с 600 тысяч рублей, не может получить ESC (ESP) даже за доплату – это привилегия версии Expression за 730 тысяч рублей, причем за доплату в 16 тысяч. А без ESC (ESP) кроссовер попросту опасен, со своим высоким центром тяжести он с “удовольствием” отрывает два колеса от асфальта в маневре на 65 км/ч.
Экономия на безопасности рынков “третьих” стран, в целом, повальна – в Индии и Мексике, к примеру, автомобиль также не обязан иметь даже одной подушки безопасности. В США же, к примеру, за три года после введения обязательной установки ESC было спасено 2.2 тысячи жизней – вознаграждение, стоящее дополнительной пары сотни долларов на автомобиль.