Содержание
Российский авторынок в 2020 году демонстрирует отрицательную динамику – пока минус 12% по сравнению с прошлым годом. Однако далеко не все марки и модели безнадежно падают. К примеру, по итогам октября, LADA прибавила 22%, Skoda +13%, а KIA с Renault по +3%. Но самый невероятный скачок в месячных продажах совершил Nissan – аж плюс 107% (хотя тут играет эффект низкой базы).
Понятно, что самые высокие продажи принесли бюджетные кроссоверы. Недорогие SUV в России расходятся как горячие пирожки, обеспечивая производителей дополнительной прибылью, этакими “сливками”, которые уже давно невозможны в классе бюджетных седанов и хэтчей. Всего на бюджетные кроссоверы приходится около половины всего российского авторынка. Давайте посмотрим какую долю кроссоверы занимают в объеме продаж самых популярных марок в России.
Марка | Продажи всего, шт | Продажи SUV, шт | Доля SUV |
LADA | 258418 | 22800 | 9% |
KIA | 167065 | 47000 | 28% |
HYUNDAI | 132383 | 73000 | 55% |
RENAULT | 101793 | 47500 | 47% |
SKODA | 60285 | 22400 | 37% |
VOLKSWAGEN | 75669 | 27900 | 37% |
TOYOTA | 74229 | 41500 | 56% |
NISSAN | 45633 | 40500 | 89% |
MITSUBISHI | 22318 | 18500 | 83% |
Как видно, самым-самым “кроссоверным” производителем оказался Nissan, далее идет Mitsubishi, затем Toyota. Таким образом становится понятно, что если автомобилист в нашей стране хочет взять “японца”, то это будет кроссовер, плюс сами производители активно отказываются от других кузовов, не давая покупателю особого выбора. Но лидером продаж был и остается Hyundai Creta – этот кроссовер занимает первую строчку недорогих SUV уже который год подряд.
Hyundai Creta
Несмотря на до, что на родине в Южной Корее, Китае и Индии уже продается второе поколение этого бюджетного кроссовера, в России все еще десятками тысяч “штампуют” первое. Creta – это Solaris из мира SUV, своего рода VW Beetle в современных реалиях. Он есть на каждой парковке, в каждом дворе и, наверное, в каждой десятой семье. И не проблема, что на бездорожье этот “надутый Солярис” абсолютно бесполезен. Цена Hyundai Creta на сегодняшний день стартует с отметки в 1 042 000 рублей.
Toyota RAV4
Да, RAV4 уже сложно назвать бюджетным, но свое второе место он удерживает очень уверенно. Дело в том, что если ранее “рафик” считался “женским авто”, то после смены поколений он получил настолько серьезный мужской облик, что больше ни у кого не возникает желания назвать его “девичьим”. Ну а поскольку подавляющее большинство автомобилистов в России мужчины, плюс сильна благоговейная робость перед “японским качеством” и “неубиваемыми Тойотами”, то успех нового RAV4 закономерен. Цена от 1 885 000 рублей.
Volkswagen Tiguan
Этот “немец” был бюджетным, но тоже очень давно. Сегодня самый дешевый Тигуан стартует от 1 799 000 рублей и занимает третью строчку продаж среди всех новых кроссоверов в России. Правда, стоит помнить про последний рестайлинг этого “принца городских джунглей”, который сделал его более похожим на “принцессу”, так что не исключено, что в 2021 году Тигуан вылетит из тройки лидеров бюджетных кроссоверов в России.
Renault Duster
Дастер, начиная с 2012 года, является выбором всех автомобилистов России, кто хочет получить за вменяемые деньги европейский брутальный автомобиль, не страшащийся бездорожья, вместительный и надежный. Его платформа B0 от Логанов 2005 года отточена до идеала, моторесурс поражает, а запчасти стоят практически как на ВАЗы. Цена сегодня от 865 000 рублей. И да, этот кроссовер также продается на родине уже во втором поколении, но с нашим “консервативным братом” лучше не шутить.
KIA Sportage
Этот “кореец” очень давний гость в России, настолько, что на дорогах можно встретить подгнивающие экземпляры первого поколения на ходу. Сейчас в нашей стране продается уже четвертая генерация кроссовера по цене от 1 394 900 рублей. KIA Sportage занимает 5 строчку самых популярных бюджетных кроссоверов в России, при этом многие могут назвать его и лучшим – это уже вместительный авто C-Класса с обилием мягких поверхностей в салоне и ярким экстерьером, похожим на Porsche, при этом за цену на четверть ниже европейских аналогов.
LADA 4×4
Ох, много чего хорошего и плохого можно сказать про нашу “НИВУ”. Ее главный плюс – цена от 523 710 рублей, далее идет заточенное на проходимость классическое “железо”, а следом возможность ультра-бюджетного гаражного обслуживания и дешевые запчасти. В город на ней лучше не соваться – скоростные проспекты и толчея пробок не для нее. А вот область – охота, рыбалка, то что нужно, правда со спартанским комфортом.
Nissan Qashqai
Продающееся ныне второе поколение бюджетного кроссовера Кашкай с успехом продолжает славные традиции оригинала родом из 2007 года. Впрочем, первый Кашкай также кое-что оставил в виде платформы B0 для современных Renault Duster и Kaptur. Так что, можно смело сказать, что взрыв популярности сегмента SUV в мегаполисах начался и продолжается именно усилиями Qashqai, который можно купить от 1 297 000 рублей.
Nissan X-Trail
Сперва Россия узнала “холодильники” X-Trail первого поколения, которые смогли сломать стереотипы и доказать, что бесступенчатая коробка передач на бездорожье “кое-что может”. Сегодня продается “калоша” Nissan X-Trail третьего поколения, а в Штатах выпущена уже следующая генерация, которая появится в наших краях лишь в конце 2021. Цена большого, вместительного, комфортного и совершенно безэмоционального кроссовера X-Trail составляет 1 629 000 рублей.
Renault Kaptur
Этот “русифицированный француз” можно назвать более цивилизованной, красивой и отточенной версией “дикаря” Renault Duster, причем практически не растерявшей проходимость и сохранившей легендарную надежность. Но в 2020 году в руководстве российского подразделения обратили внимание на явный “межмодельный каннибализм” и превратили рестайлинговый Renault Kaptur в чисто-городскую гламурную историю с турбированным 1.3 TCE на 150 л.с. и вариатором. Цена Каптура в России от 1 115 000 рублей.
Hyundai Tucson
Корейский Туксон замыкает нашу десятку самых лучших и продаваемых в России кроссоверов. Он фактически представляет собой ту же модель, что и KIA Sportage, но с экстерьером и салоном Hyundai. Hyndai Tucson намного дороже своего собрата из KIA – его цена от 1 619 000 рублей. Но в ближайшие месяцы купить его может быть более выгодно, поскольку на подходе очередное поколение, которое уже представили для Кореи, США и Европы, и дилеры наверняка будут избавляться от “склада”.
В итоге можно сказать, что покупка бюджетного кроссовера в России обязательно обернется значительными тратами даже для семьи со средним доходом – автомобили в нашей стране доступнее не становятся. Однако те возможности, которые дарят высокий клиренс, полный привод и однообъемный салон, все равно перевешивают. Плохие дороги больше не будут заставлять сердце автомобилиста обливаться кровью за подвеску, а каждые летние выходные можно превратить в незабываемое путешествие.
В те месяцы, когда разбушевавшийся “ковид” отменял рейсы и пытался запереть людей дома, кроссоверы помогали своим владельцам легко и с комфортом убегать от этой суеты и истерии в самые живописные уголки страны, которые, как оказалось, в достатке имеются в радиусе буквально пары-тройки сотен километров. В автопутешествии кроссовер дарит ощущение свободы, и нередко подкрепляет его делом. Поэтому уже в ближайшие годы в России сегмент SUV составит более половины продаж автомобилей.