В России представили действующий прототип электромобиля КАМА-1

КАМА-1 – российский электромобиль от “Политеха” и КамАЗ

Любые новости о разработке в России нового отечественного автомобиля встречают у нас уже не недоверчиво-вопросительную улыбку, а настоящее раздражение. “Мертворожденный” Ё-Мобиль, появившиеся не к месту и также ушедшие невостребованными Marussia и Аквила, а о пока еще “живущей” пирамиде Monarch и говорить стыдно.

Но на сей раз подобное сообщение вызывает робкую надежду на продолжение, ведь очень хочется, чтобы “как у всех” – разработка, испытания и в серию. Ньюсмейкерами стали один из самых уважаемых в России и мире питерский университет СПбПУ “Политех” и действующий и вполне успешный автопроизводитель КамАЗ. Петербургские исследователи и набережно-челнинские инженеры и производственники объединили усилия для создания нового электрического кроссовера для города.

Промышленный предсерийный образец новинки под именем КАМА-1 прошел серию испытаний и получил все необходимые сертификаты. Более того, этот самый действующий образец уже представили “живьем” публике на московской выставке “ВУЗПРОМЭКСПО-2020”. Новинку разработали с помощью технологии “цифровых двойников”, когда большая часть опытов с кузовом, отладка работы узлов и агрегатов и испытаний проведена на математической модели, а “железо” подключено уже на финальной стадии.

Подобная цифровая технология не является уникальной, и в данном случае это хорошо. Таким образом, к примеру, Honda разработала действующее поколение большого восьмиместного кроссовера Pilot. Никаких странных “повозок” в чужих перекроенных кузовах, никаких опасных ЧП с пилотами испытателями – на предсерийные тесты вышел уже практический готовый автомобиль в серийном кузове и с собственным салоном. Эта технология помогла японскому производителю сэкономить месяцы времени и сотни миллионов долларов.

“Политеху” и КамАЗу на создание прототипа понадобились лишь 150 млн. рублей из федерального бюджета по программе “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы” и 63.2 млн “внебюджетных” привлеченных рублей. Вопрос о том, где электрический кроссовер КАМА-1 будет производиться, пока открыт. Но партнеры намерены довести электрокар до покупателей уже в 2021 году по цене порядка 1 млн. рублей.

А теперь “к телу”: длина кроссовера составляет 3.4 м, ширина 1.7 м, клиренс 160 мм. Двери у КАМА-1 только 3, зато посадочных мест в салоне 4. В движение электромобиль приводит пара из электромотора мощностью 80 кВт и литий-ионного аккумулятора на 33 кВтч. Поскольку автомобиль очень компактный, то запаса заряда достаточно для преодоления 250 км пути с максимальной скоростью 150 км/ч. Разгон с места до 100 км/ч займет лишь 6.5 секунд. Привод – задний.

Полностью восстановить заряд АКБ кроссовер КАМА-1 сможет за 20 минут, но это с использованием высокомощной зарядной станции, а в обычном режиме понадобится уже 6 часов. Вся оптика у кроссовера светодиодная, причем указатели поворота по уже отходящей моде динамические (или “бегущие”). В основу новинки легла разработанная силами СПбПУ специально для электромобилей различного назначения модульная архитектура CML-EV. Впрочем, АКБ у модели китайский, хотя и с системой охлаждения российской разработки.

Заглянув в салон КАМА-1 одолевают смешанные чувства – на месте в центре рулевого колеса на его колонке, где у привычных автомобилей находится подушка безопасности и кнопка звукового сигнала, расположен дисплей головного устройства с диагональю 9 дюймов. Такое решение выглядит странно, учитывая повышенные требования к безопасности внутри автомобиля класса “супермини” весом 1300 кг, разменивающего сотню, меньше, чем за 7 секунд.

Конечно, разработчики уверяют, что учли этот момент – подушка безопасности расположена на потолке и выстреливает сверху. Звуковой сигнал, видимо, устроен где-то на рычаге указателей поворота или стеклоочистителей под рулем, как у “маршруток” ПАЗ. Возможно, это и инновационные решения, однако стоит дважды задуматься, стоит ли менять проверенные десятилетиями методы обеспечения безопасности в угоду оригинальности.

На борту климат-контроль, мультимедиа и проекционный приборный щиток, а также система автопилота 3 поколения. Подумали разработчики и о ремонтопригодности – накладки крыльев и порогов, а также юбки бамперов выполнены в качестве отдельных элементов, которые легко и недорого заменяются.

Сам КамАЗ уже заявил, что на его мощностях КАМА-1 производиться не будет, поэтому у проекта впереди большая работа по организации серийного производства, а на это понадобятся совсем другие деньги. Возможно, в проект “вложится” какой-то состоятельный коммерческий флот типа каршеринга, а может быть, наработки выкупит один из действующих автопроизводителей для собственных нужд.

Total
0
Shares
1 комментарий
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *