Содержание
Россия относится к тому типу стран, в которых автомобилисты дважды в год вынуждены радикально менять манеру вождения. Летом это наслаждение скоростью и контролем, а зимой – контроль за скоростью и сцеплением колес с дорогой.
После хорошего снегопада многие, еще не располагающие автомобилем с 4WD, обязательно задумаются о полном приводе. Но тут стоит предостеречь всех слишком наивных автомобилистов – полный привод не панацея, не всегда он поможет, а зачастую и навредить способен.
Причины преимущества 4WD в снегу
Расхожее мнение о том, что полный привод выигрывает на снегу, основывается на том факте, что четыре ведущих колеса обеспечивают лучшее сцепление с нетвердой поверхностью под ними. Там, где 2WD забуксует и зароется, 4WD проедет, не заметив никаких трудностей. Все дело в распределении веса по крутящимся колесам: если их два, то каждое из них должно перенести на снег/грунт крутящий момент, способный сдвинуть 1/2 веса машины. Мягкая поверхность просто не выдержит и колеса зароются в нее.
В случае с четырьмя ведущими колесами, каждое из них отвечает за сдвиг 1/4 веса машины, что уже вполне допустимо даже для рыхлого снега. Преимущества полного привода зимой особенно заметны при трогании, ускорении или трогании на подъеме. Даже полнейший новичок сможет справиться с этими задачами на снегу, имея поддержку полного привода. А учитывая, что в основном современные модели имеют автоматическую коробку передач с функцией помощи при старте в гору, проблем не возникнет.
Опасность полного привода зимой
Но ощущение всевластия на автомобиле с полным приводом, несущемся по снежной зимней дороге, весьма обманчиво. И наиболее опасно 4WD ведет себя при смене траектории движения и на поворотах: машина не слушается поворота руля и продолжает двигаться по ранее намеченному пути, создавая реальную угрозу выезду на полосу встречного движения или ухода на обочину и падения в кювет.
На самом деле, зимой ДТП с участием полноприводных машин не редки. Дело в том, что водитель попросту не замечает вовремя сдвиг баланса между сцеплением и эффективностью вхождения в поворот. Авто уже не управляется, но человек за рулем об этом пока не знает, ведь его полноприводный кроссовер или внедорожник бодро рассекает по прямой, как по рельсам.
В случае с передним или задним приводом 2WD, пробуксовка колес на ведущей оси проявляется раньше, и в дело вступает электронная противобуксовочная система, а водитель уже на этом этапе готов к более сосредоточенному и плавному прохождению поворота. Полноприводное авто, напротив, до последнего не проявит никаких намеков на то, что под его колесами очень опасная скользкая или рыхлая поверхность, и часто в этот момент уже ничего не изменить.
В горку и с горки, на чем лучше
Такая же история с подъемом в гору зимой. Машина 4WD сделает это легко и непринужденно, справляясь даже крутыми уклонами. А как насчет спуска? Будет ли полноприводный автомобиль также хорош и здесь? И ответ – нет. При спуске 4WD ничем не лучше, чем 2WD – тормозят то все машины четырьмя колесами, что полно-, что моноприводные. И надеяться остается лишь на ABS.
Раньше, когда большинство машины оснащались механической коробкой передач и имели три педали, старт на подъеме был очень сложной задачей, он даже входит в перечень заданий при сдаче на права (упражнение “горка”). Именно поэтому до сих пор в правилах есть пункт, согласно которому спускающийся автомобиль обязан уступить дорогу поднимающемуся в гору в случае затрудненного встречного разъезда. Но вот пришла зима, вы, спускаясь, хотите уступить дорогу встречному автомобилю, начинаете притормаживать, а авто продолжает скользить вперед с той же скоростью.
В такой ситуации нужно оттормаживаться более активно, чтобы в игру вступила ABS, ведь лучше совсем остановиться, чем устроить ДТП. К тому же, старт с полным приводом дастся очень легко, и вы сможете возобновить свою поездку без промедлений.
Подведем черту
В итоге, важно понимать, что вождение в зимних условиях на снежных дорогах – это совсем другое вождение, чем летом. Важно понимать, что преимущества полного привода зимой ограничиваются легким стартом, более активным ускорением и простым троганием в горку. Повороты и спуск зимой, что для 4WD, что для 2WD одинаково сложен, а полный привод может еще и “обмануть”, заверив в полном контроле.