Факторы, влияющие на проходимость внедорожника

За сколько ты готов купить новый внедорожник?

400 000р — 700 000р 700 000р — 1 000 000р 1 000 000р — 2 000 000р
Март 26, 2017, 10:27

При выборе автомобиля с внедорожным потенциалом зачастую необходимо руководствоваться критериями, отличными от тех, что используются при выборе обычной машины на каждый день.

Анализ продаж новых автомобилей последних нескольких лет показывает, что соотношение автомобилей, оборудованных механическими коробками передач и коробками – «автоматами» все больше смещается в пользу автоматических КПП. Однако если целью является не покупка городского кроссовера, чьи внедорожные способности ограничиваются возможностью нечастых съездов с асфальта на грунтовку или лесную дорогу, а приобретение внедорожника, способного преодолевать более серьезные препятствия, автомобиль с автоматической коробкой передач станет отнюдь не самым лучшим выбором.

Механическая коробка передач

Многие автолюбители искренним образом считают, что традиционная механическая коробка передач является автомобильным рудиментом времен середины прошлого века. Ведь современные «автоматы» не только существенно повышают комфорт передвижения для водителя в условиях загруженных городских дорог с многочисленными пробками, но и обладают запасом прочности и надежности, позволяющим не озадачиваться обслуживанием этого важного автомобильного узла.

Но для автомобиля, предназначенного для преодоления бездорожья, механическая коробка гораздо предпочтительнее, нежели ее автоматический аналог. Так, обладая определенными знаниями и некоторой сноровкой, при помощи обычной «механики» можно выдернуть автомобиль, казалось бы, намертво засевший в глиняной или глубокой снежной колее, постепенно раскачивая его взад-вперед. А при филигранной работе педалями газа и сцепления, правильно выбрав подходящую передачу, можно «заправить» автомобиль в скользкий поворот даже на большой скорости.

Пример: Suzuki Jimny на «механике» вытаскивает Jimny с «автоматом»

При правильных действиях рычагом коробки передач, обычная «механика» дает вполне ощутимые преимущества в условиях бездорожья. Впрочем, большинству современных автомобилей ввиду их оснащения передовыми электронными системами виртуозное управление особенно и не требуется. Антипробуксовочные системы и системы антизаноса, электронные ассистенты при спуске с горы или подъеме в горку нивелируют недостатки функционирования автоматических коробок при езде по бездорожью.

Коробка «автомат»

Но для автоматических коробок существуют определенные требования, выполнение которых обеспечивает эффективность и долговечность работы «автоматов» в условиях бездорожья. В первую очередь речь идет о том, что для максимальной эффективности функционирования автоматической КПП перед поездкой ее необходимо прогреть. Поскольку «автомат» работает в специальной смазывающей жидкости, прогрев автоматической коробки является обязательным условием. И уж точно нельзя нагружать «автомат» бездорожьем сразу после стоянки и трогания машины. А вот буксование для автоматических коробок категорически противопоказано. Особенно разрушительно пробуксовка воздействует на элементы коробки при ее работе на высших передачах.

Для преодоления бездорожья коробки-автоматы, как и механические агрегаты, дополняются понижающими передачами, снижающими скорость вращения колес, при одновременном увеличении тягового усилия. Использование понижающей передачи на автомобиле, оснащаемом «автоматом», ведет к перегреву коробки передач, в связи с чем, разработчики рекомендуют исключить продолжительное движение с включенной «понижайкой». Время от времени «автомату» необходимо дать как следует остыть.

Пример: автоматическая трансмиссия на бездорожье

В случае возникновения необходимости буксировки неисправного внедорожника с АКПП раздаточную коробку следует поставить в положение «нейтраль», установив селектор в режим «паркинг». Таким образом исключается вращение механизма автоматической КПП. Эту процедуру необходимо осуществить ввиду того, что механизмы «автомата» смазываются при помощи индивидуального масляного насоса, обеспечивающим давление только в условиях работающего мотора. Переключив раздаточную коробку в нейтрально положение, передвигаться на буксире можно будет довольно долго. Следует отметить, что возможность переключения раздаточной коробки в нейтральное положение существует далеко не на всех моделях кроссоверов и внедорожников. При таких обстоятельствах рычаг АКПП следует установить в нейтральное положение и тянуть неисправный автомобиль на низкой скорости, сократив подобное буксирование до минимально возможных значений.

Вообще, нужно иметь в виду, что чем хуже будут дорожные условия, тем более низкую необходимо использовать передачу. Низшие передачи позволяют задействовать функцию торможения мотором, обеспечивая тем самым более точное дозирование тягового усилия. Категорически запрещается буксовать машине на высших передачах при переключенном селекторе коробки в положении «D».

Понижающая передача

Как известно, при езде по бездорожью автомобилю приходится преодолевать немалое сопротивление движению, обусловленное перепадами уровня дорожного покрытия и деформацией грунта. При этом скорость движения при езде по бездорожью, как правило, бывает минимальной. Для этого машине требуется немалый запас мощности.

Для достижения максимального эффекта необходимое количество мощности должно быть подкреплено заданной скоростью. Ее призвано обеспечить оптимально подобранное передаточное число механизма трансмиссии. Так, для передвижения со скоростью в 2 км/ч при уровне сопротивления движению, вызванного деформацией грунта, равном 15 000 Н, потребуется мощность порядка 12 л/с. Такой уровень мощности один мотор может выдавать на 1 300 об/мин и более, а другой – на 1 900 об/мин и более. Таким образом, передаточное число «понижайки» для обоих моторов обязано быть таковым, чтобы скорость при указанных оборотах соответствовала отметке 2 км/ч и ниже.

Очевидно, что для второго двигателя передаточное число «понижайки» должно в полтора раза превышать передаточное число первого мотора. При таких условиях оба силовых агрегата будут с одинаковым эффектом выполнять свою задачу.

Пример: Jeep Wrangler взбирается на гору на «понижайке»

Весьма наглядным примером использования мощности мотора является сравнение среднестатистического легкового автомобиля и, например, трактора. При одинаковой мощности мотора передаточные числа коробок обоих транспортных средств настроены таким образом, чтобы легковой автомобиль мог легко и быстро разгоняться с места до высоких скоростей. Что касается трактора, то мощность его мотора с максимальным эффектом преобразуется в тяговой усилие, благодаря чему по своим внедорожным характеристикам трактор безоговорочно превосходит легковушку, полностью уступая ей по скоростным и динамическим показателям.

Любой внедорожник является универсальным средством передвижения, рассчитанным, наряду с обычными легковыми автомобилями, на езду по обычным дорогам, а также для передвижения по бездорожью. Для того, чтобы обычный легковой автомобиль смог превратиться в трактор, и требуется понижающая передача.

Двигатель

Вопрос выбора типа двигателя для внедорожника остается открытым, несмотря на многочисленные споры, обусловленные различными показателями КПД в процессе сгорания топлива.

Мощные полноприводные автомобили, комплектующиеся моторами объемом свыше 2.0 литров, рассчитанные на регулярную эксплуатацию в условиях бездорожья, как правило, оснащаются дизельными моторами. Ведь их главная задача – максимальным образом использовать имеющийся тяговый эффект. Впрочем, учитывая достижения в современном автомобилестроении, тип двигателя внедорожника, исходя из используемого топлива, становится не так уж и важен. Все дело здесь в оптимальности сочетания совокупности конструкционных решений автомобиля в целом. Бензиновые моторы более «оборотисты», а следовательно требуют и большее количество топлива.

ford-vnedorognik

С другой стороны, запустить бензиновый агрегат в зимние морозы в большинстве случаев гораздо проще, чем завести мотор, работающий на солярке, что особенно актуально, если заводить машину надо будет вдали от цивилизации и полагаться при этом придется только на свои силы и надежность автомобиля. Да и по своей конструкции бензиновые моторы гораздо проще дизельных аналогов, что может быть немаловажным в случае поломки автомобиля в нескольких сотнях километрах от профессионального автосервиса.

Бензиновые моторы менее прихотливы к качеству топлива. Даже низкосортное топливо такой мотор «переварит» с минимальными последствиями, тогда как некачественная солярка зачастую является причиной для выхода из строя дизельного двигателя.

Не стоит обольщаться и по поводу экономичности дизельных моторов в сравнении с бензиновыми агрегатами. Действительно, при езде по ровному асфальту дизельный мотор с точки зрения расхода может выигрывать у бензинового аналога до 20%, но стоит автомобилю съехать с асфальта, высокий уровень крутящего момента, нужного для преодоления бездорожья, потребует большего количества топлива. Тем не менее, с показателем «приемистости» дизельного силового агрегата бензиновому мотору соревноваться очень сложно. А ведь именно эта характеристика так важна на бездорожье.

Подписка на новости и тест-драйвы!
Свежие новости на почту!

Читайте также

data-matched-content-ui-type="image_stacked" data-ad-format="autorelaxed">

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *