Система АБС автомобиля — все, что нужно знать

За сколько ты готов купить новый внедорожник?

400 000р — 700 000р 700 000р — 1 000 000р 1 000 000р — 2 000 000р
Декабрь 29, 2016, 10:41

АБС уже давно стала жизненно-важным элементом в комплексе безопасности каждого нового автомобиля, на порядок повышая эффективность торможения. И сегодня мы попытаемся рассказать вам почему…

Одним из самых важных изобретений в автоиндустрии, без сомнения, является антиблокировочная система, известная также как АБС или ABS (anti-lock brakes system). Говоря простым языком, система АБС с помощью электроники определяет и предотвращает блокирование колеса автомобиля при торможении, сохраняя контроль водителя над ним, поскольку рулевое управление при активной АБС функционирует в штатном режиме.

Уже с 1970 года эту без преувеличения чудодейственную систему начали ставить на ряд новых автомобилей, а с 2004 года каждое производимое в Европе новое авто по закону обязано иметь АБС.

История АБС

Да, сама идея неблокируемых тормозов появилась довольно довно, а в 50-х годах XX века появились ее первые полностью рабочие образцы, правда применялись они в авиастроении — это была разработка Maxaret английской компании Dunlop. Данная система на базе гидравлики помогала сократить тормозной путь приземлившихся самолетов, причем, даже на обледенелой посадочной полосе с явлением блокировки колес было практически покончено. Попутно решен вопрос со спусканием и даже взрывом камер. Совсем немного времени понадобилось инженерам для того, чтобы понять — эта система может принести пользу и автомобилям!

Система АБС - что это, как работает, преимущества и недостатки

Самым первым автомобилем с системой ABS был спорткар Jensen FF 1966 года. К слову, эта модель первой в своем классе получила и полный привод. В качестве атиблокировочной системы использовалась уже знакомая нам Maxaret, которая хотя и помогала сократить тормозной путь, но ее гидравлика для автомобилестроения явно была не лучшим выбором. Плюс, чересчур экстравагантный и дорогой спорткар даже для автомобилей своего класса продавался из рук вон плохо, так что в тот момент о популяризаии АБС говорить не приходилось.

Бурное развитие электроники в 70- 80-х годах прошлого века позволило таким компаниям как Chrysler, General Motors и Bosch серьезно усовершенствовать технологию АБС. Уже в 1985 году модель Ford Scorpio стала первым автомобилем, который имел АБС во всех комплектациях в качестве базового оборудования. Далее технология продолжала распространяться головокружительными темпами, добралась до мотоциклов и вот, в 2004 году стала необходимой по закону для всех новых продаваемых в Евросоюзе авто.

Как работают тормоза с АБС?

Система АБС - что это, как работает, преимущества и недостатки

АБС — это контролируемая электроникой тормозная система, которая работает по принципу, похожему на технику прерывистого торможения, однако, гораздо более эффективно. Техникой прерывистого (или импульсного) торможения пользуются водители на автомобилях, не оснащенных АБС. Принцип прерывистого торможения состоит в частом нажатии и отпускании водителем педали тормоза. Это помогает не только быстрее остановиться, но и сохранит управляемость автомобиля (сцепление каждого колеса отличается и если все они резко перестанут вращаться, то траектория движения автомобиля не будет прямой).

Система АБС с помощью электронных датчиков определяет какое из колес под тормозным усилием вращается медленнее других — это означает, что колесо уже заблокировалось или же вот-вот заблокируется. Тогда в действие вступает ослабляющий поршень, который снижает тормозное усилие, прикладываемое к колесу, до тех пор, пока скорость его вращения не выровняется со скоростью других колес. Естественно, блокировке тут же может вновь подвергнуться любое другое или это же колесо, тогда процесс повторяется вновь.

Система АБС - что это, как работает, преимущества и недостатки

Как видите, принцип действительно аналогичен импульсному торможению с той лишь разницей, что электроника точно знает какое колесо и на сколько отстает, и свое действие ослабления производит именно с запаздывающим колесом, а не со всеми сразу. Плюс, замеры и действие АБС может происходить множество раз за одну секунду, чего человеческая нога сделать не в состоянии (лишь пара раз в секунду). Если вы сильно нажмете на тормоза, то почувствуете как педаль вибрирует под ногой — это работает система АБС вашего автомобиля.

Конечно, такой продвинутой АБС была не всегда — более ранние версии не имели датчиков на каждом из колес и ограничивались одним (на ведущей оси), двумя (на двух осях) или тремя (два на колесах ведущей оси и один на ведомой оси).

Преимущества АБС

Эффективность тормозной системы с АБС сложно переоценить. К примеру, на асфальте автомобиль с АБС остановится гораздо раньше, чем машина без этой системы, даже если за рулем второго авто будет сидеть опытный водитель, давно практикующий импульсное торможение.

Вторым преимуществом является полное сохранение рулевого управления даже при максимальных тормозных усилиях, приложенных к колесам. У тормозящего автомобиля с заблокированными колесами нет никакой возможности скорректировать направление движения, поскольку руль просто не будет функционировать и автомобиль будет продолжать двигаться в том направлении, которое определено изначальным вектором и изменено разной величиной силы трения под разными колесами (машина может сорваться в занос и вращение).

Система АБС - что это, как работает, преимущества и недостатки

Недостатки АБС

Есть ли таковые вообще? Обязательно, и о них необходимо знать. Так, если под колесами рыхлая поверхность с изначально плохим сцеплением (грязь, снег и т.п.), то вмешательство системы АБС может только помешать. Вы будете пытаться остановиться, но АБС сразу же начнетослаблять тормозное усилие, словно вы и не жмете на тормоз. То есть, электроника не сократит, а наоборот увеличит тормозной путь.

В случае торможения на рыхлых поверхностях заблокировавшиеся колеса более эффективны, поскольку они начнут зарываться в нее и в итоге остановят автомобиль довольно быстро. Именно поэтому многие настоящие внедорожники имеют специальный режим «off-road» в котором чувствительность и вмешательство системы АБС в работу тормозом минимально или она вообще отключается.

Если АБС автомобиля неисправна — на приборном щитке начинает мигать оранжевая лампочка. Возможно, у вашего авто повреждены датчики АБС или блокирующие/ослабляющие цилиндры. Такое случается довольно редко, поскольку современные системы АБС очень надежны, но, все же, иногда и они выходят из строя и требуют незамедлительного ремонта.

Подписка на новости и тест-драйвы!
Свежие новости на почту!


Распродажа новых внедорожников


Читайте также

data-matched-content-ui-type="image_stacked" data-ad-format="autorelaxed">

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *