Содержание
За последние пять лет кроссоверы (автомобили класса SUV) смогли добиться впечатляющих результатов продаж и захватили невероятную долю рынка. И это не просто слова, а подтвержденная официальная статистика. Если по итогам всего 2012 года такие автомобили занимали 17% продаж, то если посмотреть на результаты первого полугодия 2017 года, на класс SUV приходится уже 38%. Что интересно, бюджетные кроссоверы в 2012 году заняли 61% всего объема продаж вседорожных авто, а в 2017 – только 51%.
Казалось бы, отчего в по сегодняшним меркам “тучном” 2012 году бюджетные кроссоверы в России продавались лучше среднего класса, в то время как в посткризисном 2017 году бюджетные внедорожники и кроссоверы заняли лишь 51% продаж в сегменте SUV, хотя их низкие цены наоборот должны были привлечь большее количество покупателей? Ответ кроется в том, что пять лет назад в списке самых продаваемых моделей числилось лишь шесть вседорожников, а сегодня их уже двенадцать.
Так, в лидеры из списка марок более высокого ценового диапазона выбилось новое поколение Toyota RAV4, которое оказалось на редкость удачным. Появился Renault Kaptur, хоть и собранный на видавшей виды логановской тележке B0, но с минимальным ценником в 870 тысяч рублей его сложно назвать дешевым. Пришел и еще один серьезный “японец” – Mazda CX-5. В итоге, с ростом популярности класса SUV, эти модели перетянули на себя часть продаж традиционно востребованных у нас среднеразмерных седанов и “размазали” долю недорогих кроссоверов.
Бюджетные кроссоверы в России – цены
Итак, какие же новые бюджетные кроссоверы сегодня доступны на российском рынке? Прежде всего, давайте определимся с понятием “бюджетные” – это сколько? Пятьсот тысяч, семьсот или миллион? А может быть полтора миллиона? Очевидно, что для каждого уровня достатка планка будет своей, однако, на наш взгляд, логичным будет взять такую сумму, которую среднестатистическая российская семья с двумя работающими взрослыми сможет накопить (без учета каких-либо расходов) за 1 год. Известно, что в 2017 году средняя зарплата в России не опускалась ниже 35 тысяч р., а значит, новый бюджетный кроссовер – это тот, стоимость которого составляет порядка 700 000, в любом случае, не выше 800 000.
Модель | Марка | Количество |
Creta | Hyundai | 24143 |
Duster | Renault | 19809 |
RAV4 | Toyota | 16016 |
XRAY | Lada | 15453 |
Niva | Chevrolet | 14436 |
Kaptur | Renault | 14141 |
4×4 | Lada | 13025 |
Sportage | KIA | 12800 |
Tiguan | Volkswagen | 12048 |
X-Trail | Nissan | 10431 |
Qashqai | Nissan | 9801 |
CX-5 | Mazda | 8027 |
Естественно, в нашем обзоре мы не сможем учесть бюджетные кроссоверы всех марок, представленных на рынке РФ. Кроме того, для покупателя важна и распространенность модели – от этого будут зависеть цены сервисного обслуживания, запчастей и т.п. Но, переживать не стоит – ни один лучший бюджетный кроссовер от нашего внимания не ускользнет, ведь мы снова воспользуемся рейтингом продаж. Как выяснилось из анализа ТОП-а за первое полугодие 2017 года, на данный момент мы можем говорить только о пяти внедорожниках и CUV (crossover utility vehicle), цены которых в начальной комплектации находятся на уровне порядка 700 тысяч р. и которые популярны в нашей стране.
ТОП бюджетных кроссоверов
Давайте непосредственно перейдем к нашему рейтингу. Мы постараемся предельно коротко, но, при этом, максимально конкретно описать все преимущества и недостатки каждой модели с тем, чтобы после ознакомления с перечнем у вас больше не было вопроса какой бюджетный кроссовер выбрать, какой из них лучший, какой более надежный, а какой является самым дешевым вариантом с автоматом.
#1 Хендай Крета
Хендай Крета – это самый продаваемый на сегодняшний день “кросс” в России. Появившись на рынке только в прошлом году, он с ходу растолкал локтями всех своих соперников и взошел на “трон”. Значит ли это, что Крета – это лучший “бюджетник”? Не исключено. Он стильный, располагает всеми преимуществами, включая надежность, мега-популярного компактного городского автомобиля Солярис (правда, первого поколения, поскольку построен на общей с ним платформе PB), может похвастать емкой подвеской и современным составом оборудования.
Есть у Креты и недостатки – это весьма безынициативный базовый двигатель, “пустой” руль и посредственная управляемость (особенно, на скоростях выше 100 км/ч). Но самым главным минусом этого бюджетного кроссовера являются его цены даже в начальных комплектациях, которая еле-еле вписывается в нашу стоимостную категорию. Брутальный, крепко-сбитый и атлетичный Крета в самом дешевом исполнении стоит 799 900 р. За эту цену покупатель получит переднеприводный автомобиль с 1.6-литровым 123-сильным двигателем и на “ручке”. Автоматическая коробка передач присутствует только в комплектации Active за 949 900 р., что вовсе не бюджетно.
За Крета с полным приводом придется выложить уже 979 900 р., причем это будет не “автомат”. Полный перечень комплектаций, цены всех версий Хендай Крета и состав оборудования вы можете посмотреть, скачав официальный прайс-лист.
#2 Рено Дастер
Некогда лидер продаж в классе SUV в России, теперь это “француз” занимает почетное второе место, так и не оправившись после удара от “корейца” Крета. Тем не менее, у Дастера все еще есть порох в пороховницах и он по-прежнему пользуется любовью российских автомобилистов. Строгий и сильный, с нотками стиля милитари, этот бюджетный кроссовер может предложить своим владельцам надежность пусть далеко не новой и весьма простой, но проверенной годами платформы B0 и, кажется, идеальный баланс управляемости и проходимости.
Правда, маневренность на высоких скоростях, валкость и жесткий пластик салона, а также устаревшая автоматическая коробка передач едва ли могут быть записаны в актив этого несгибаемого бойца внедорожного класса, зато начальный ценник Дастера составляет 639 000 (1.6 л, 114 л. с., МКП5, 4х2). За самую дешевую модификацию на том самом устаревшем 4-диапазонном “автомате” придется выложить 949 990, а самый дешевый Дастер с полным приводом стоит 759 990.
Полный список цен и комплектаций Рено Дастер официальном прайс-листе.
#3 ЛАДА Х РЕЙ
На третьем месте нашего рейтинга расположился продукт нашего любимого и во всех смыслах дорогого флагмана отечественного автомобилестроения АвтоВАЗ кроссовер ЛАДА Х РЕЙ. Автомобиль от народной марки со странным названием появился в России только в 2016 году, однако стопроцентной новинкой этот бюджетный кроссовер назвать нельзя, ведь в его основе лежит уже знакомая нам по Рено Дастер платформа от Логана, которой в этом году “стукнуло” 15 лет. Этот вседорожный хэтчбек с унаследованной от французов управляемостью, неплохой динамикой (с двигателем 1.8 л) и ладно-скроенным салоном и правда способен покорить своей скромной красотой и приятным ценником.
Начальная стоимость плода российско-французского инженерного гения составляет 599 900 “деревянных” за Х РЕЙ с мотором 1.6 литра мощностью 106 лошадиных сил и на 5-ступенчатой механической коробке передач. Автомат для модели не доступен, зато за 710 900 можно получить модификацию с 5-ступенчатой роботизированной механической коробкой. Полный же привод и вовсе не предусмотрен.
Основными недостатками Х РЕЙ считаются миниатюрный багажник объемом 361 литр, непродуманные моменты эргономики водительского места и задний диван, на котором с комфортом смогут разместиться только два взрослых пассажира. Все комплектации и цены Х РЕЙ доступны в полном прайсе.
#4 Шевроле Нива
Этот долгожитель никак не хочет вылетать из рейтинга, хотя и упустил за последние пять лет львиную долю клиентов. Продажи с 2012 года упали в пять раз, а ведь тогда Шевроле Нива была не просто “одним из” – это лучший в России внедорожник по объемам продаж за тот год. Сегодня “Шнива” покоится на четвертом месте в ожидании сменщика, который, к сожалению, не спешит из-за финансовых трудностей.
Так что можно поставить в заслугу Шеви-Ниве? Безусловно, цену – это 588 000 рублей за начальную комплектацию. Да, по асфальту она, что называется, не едет, зато на бездорожье мало кто даже из более серьезных “проходимцев” способен составить конкуренцию этому автомобилю. К сожалению, когда начинается дорога, все преимущества в виде высоченного клиренса 240 мм, короткой колесной базы и маленьких свесов превращаются в недостатки. Забываем про управляемость и тишину в салоне, открываем ворота частым мелким поломкам.
Все комплектации Шевроле Нива идут исключительно с атмосферником 1.7 на 80 л.с. и 5-ступенчатой “механикой”. Автомата машине не полагается, зато постоянный полный привод является неотъемлемой частью любой Нивы.
#5 ЛАДА 4х4
Замыкает наш “хит-парад” автомобилей повышенной проходимости в России в 2017 году очередной бюджетный внедорожник, который по праву считают родоначальником этого класса, ведь он является первым в мире SUV с цельнометаллическим несущим кузовом. Авто выпускается с 1977 года и в 2013 году был выпущен его 2-миллионный экземпляр. Задуманная как “автомобиль для сельчан”, 4х4 (в девичестве ВАЗ 2121) и по сей день практически также популярна, как и Шевроле Нива, которая должна была сменить ее на конвейере.
Низкие цены всех комплектаций (от 475 900 рублей за версию с 3-дверным кузовом), проходимость на самом высоком уровне, надежная тормозная система и неприхотливость в обслуживании 4Х4 всегда найдут своего покупателя. Модель постоянно модернизируют и дорабатывают, добавляя функции современного комфорта и улучшая качество салона.
А вот 40-летнюю внешность спрятать уже сложно и выглядит по сегодняшним меркам 4Х4 весьма грубо. Кондиционер хоть и поставили, но работает он плохо, динамики от мотора 1.7 л 83 л.с. ждать не приходится (кстати, двигатель и трансмиссия у 4Х4 и Шеви Нивы во многом идентичны, однако у последней он считается более современным вариантом первого), “пустой” руль. Максимальная стоимость у 4Х4 с 5-дверным кузовом – начинается от 520 700 рублей и поднимается до 626 900 р. Полный прайс-лист 3-дверной ЛАДА 4Х4 и 5-дверной ЛАДА 4Х4.
Итог
Подводя итог нашего ТОПа бюджетных кроссоверов в России, отдадим пальму первенства Рено Дастер. Несмотря на то, что по итогам первого полугодия 2017 купить его решились не так много автомобилистов как количество выбравших Хендай Крета – это очень достойный автомобиль. За 760 тысяч вы получите полноприводный автомобиль с очень неплохими возможностями вне хорошего дорожного полотна, экономичный и надежный.
Если же вам необходим бюджетный кроссовер с автоматом, то тут придется выбирать Крету, поскольку “древнегреческая” автоматическая трансмиссия с четырьмя диапазонами у Дастера – это на большого любителя. Другими словами, если вы выбираете кроссовер, который был бы не только умеренным по цене, но и современным внутри – выигрывает Крета, если же вам необходима неприхотливость и надежность, но в солидном кузове – то тут только Дастер.
ЛАДА Х Рей, по правде, к классу SUV можно отнести лишь с натяжкой – тут нет ни полного привода, ни впечатляющего клиренса. Высокий хэтчбек, зато стильный внешне и совсем недорогой, а также довольно симпатичный в салоне. Впрочем, для городских обитателей, особенно молодежи, этот псевдо-кроссовер от АвтоВАЗ подойдет как нельзя лучше, а с топовым двигателем 1.8 на 122 л.с. можно даже “зажечь”.
И мы категорически не советуем для “гражданского” использования выбирать оба поколения Нивы – ни Шевроле Ниву, ни тем более ЛАДА 4Х4. Это прекрасные автомобили, но только для своих задач, город и трасса в которые не входят ни коим образом. Заядлые охотники, рыболовы, любители покататься по отдаленным уголкам России – вот целевая аудитория данных автомобилей, которые платят Ниве и 4Х4 преданной любовью. Горожане же “проклянут” их задумчивость, спартанский салон и неудобные кресла.
Да хоть кошку, хоть ниву где-нибудь на авито можно найти в разных ценовых диапазонах. Это же зависит от года выпуска, модификации, комплектации, особенностей эксплуатации и так далее. Выбираете модель, рассчитываете среднюю стоимость, торгуетесь, закладываете в стоимость сопутствующие расходы и тогда все будет ок.
Продавал на авито хайландер. По состоянию за 3 года и 110 тысяч км он отличный, хлопот с ним не знал. Что до выгодности – вопрос. По мнению проихводителя, он должен есть до 10 литров на смешанном цикле, но по сути выходило 13-15 литров. Если это вас не смущает (а таких, судя по звонкам, полно), смело берите этот кроссовер.